ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ООО ФЛИМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ ОТ УГОНА
САЙТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ ОТ УГОНА

Популярная механика

Сфера механических противоугонных устройств универсальна: продукция востребована во всех сегментах. Объем продаж в натуральном выражении составляет примерно четверть от объема продаж автомобилей. В России работает несколько производителей механических устройств, но доминирует на рынке импортная продукция. А в кризисный период происходит перераспределение ролей между игроками.

Рынок механических противоугонных устройств начал развиваться в России давно. Многие компании работают в данной области с 90-х годов. Так как сегмент электронных систем в то время не был развит, а механический способ защиты получался относительно недорогим, он мел большое распространение. Производство замков, преимущественно для отечественных автомобилей, организовывалось на базе различных промышленных предприятий. А уже в 2000-е годы появилось несколько новых российских брендов, получивших широкую известность.

В настоящее время на рынке представлено более десятка производителей. Большую часть из них составляют иностранные компании: Bear Lock (Польша), Construct (Чехия), Defend (Чехия), Mul-T-Lock (Израиль), Tecnoblock (Италия). Из российских производителей наиболее крупными являются "Дефенгрупп", "Цербер-М" (обе - в Москве) и "Флим" (Тольятти). Кроме того, продвижением механических устройств под своими марками занимается несколько неразрекламированных фирм и заводов. К примеру, это екатеринбургские "Автобезопасность" (бренд "Барракуда") и "Экипаж" (бренд "Блэк"), смоленская "Конверсинвест".

Эксперты рынка сходятся во мнении, что доминирующее положение занимают зарубежные производители. По оценке директора по маркетингу "Цербер-М" Егора Зеленого, доля иностранных представителей механических противоугонных систем составляет более 70%. Хотя производители и дистрибьюторы имеют собственную статистику по состоянию сегмента и даже могут говорить о занимаемой ими доле, ни одна из опрошенных фирм не смогла предоставить информацию по своим годовым продажам, не говоря о финансовых показателях деятельности.

Управляющий компанией "Трейдим-пэкс-М" (представитель Mul-T-Lock в России) Николай Андронов констатирует, что сейчас общих четких статистических данных нет - "рыночная ситуация со многими неизвестными". "Относительно денежной оценки рынка на июль 2009 года можно говорить только о порядке сумм - десятки миллионов долларов", - отмечает он. "Мы оцениваем объем продаж механических противоугонных средств в количественном выражении как 24% от объема продаж автомобилей, - говорит генеральный директор "Флим" Максим Филиппов. - В денежном выражении, на данный момент с учетом падения, рынок оценивается не менее чем в 3 миллиарда рублей в год".

Основные российские компании имеют собственные производственные комплексы. Однако часть деталей, требующих высоких технологий, импортируется из-за рубежа. Также все компании располагают своими конструкторскими подразделениями. ""Цербер-М" изначально позиционировала себя как российская производственно-сбытовая компания и уже с момента основания имела собственное конструкторское бюро. Немногим позже появился и собственный завод в Московской области", - рассказывает Егор Зеленый.

Точный процент используемых импортных комплектующих в "Цербер-М" не раскрывают, делая ссылку на то, что он невелик. "Доля компонентов иностранного производства в продукции "Цербер-М" незначительна, в основном она касается области современных прогрессивных и технологичных материалов, для большей защиты и стойкости к взлому механических устройств", - комментирует Егор Зеленый.

"Дефенгрупп" использует в своем производстве китайские внутренние электромеханизмы замков. Доля импортных комплектующих составляет около 50%. А остальные детали приходят от пяти российских поставщиков. Конечная сборка устройств осуществляется на предприятии в Москве.

"Флим" первоначально производила отдельные детали на заводах российских субподрядчиков. Но такая схема работы оказалась неэффективной, поэтому постепенно выпуск был переведен на собственные мощности. "Сейчас "Флим" - это службы проектирования, лаборатория, цеха мехобработки, участок термообработки, размещенные на собственных и частично арендованных площадях. В 2009 году начинается переезд всех подразделений на территорию собственного завода площадью более 3000 кв. м, что позволит закончить формирование единого производственного комплекса. С 2010 года он будет способен производить до 250 000 противоугонных систем в год", - говорит Максим Филиппов.

Компания в процессе производства устройств сотрудничает более чем с 360 отечественными поставщиками. Доля импортируемых комплектующих, по словам Максима Филиппова, не превышает 15% от стоимости противоугонной системы. Иностранных поставщиков у производителя два: это Abloy и Philips. "В рамках контракта с Abloy мы получили эксклюзивное право на самостоятельную сборку механизмов секретов для своих замков с финскими ключам! этой компании. По контракту с Philips мы работаем по системам криптования сигнала и проводим их адаптацию под использование в механических противоугонных средствах, что стало основой разработки новых, перспективных средств защиты", - рассказывает Максим Филиппов.

Опрошенные игроки рынка отмечают, что производство за рубежом наиболее целесообразно с экономической точки зрения. Продукция Construct, Defend, Mul-T-Lock рассчитана не на один рынок, а на несколько стран (Восточная Европа, США, азиатский регион). За счет больших объемов производства стоимость товаров получается ниже, чем в случае выпуска в России. Также в сегменте механических устройств не обходится без использования компонентов из стран Юго-Восточной Азии, о чем компании предпочитают не говорить. Существующие производственные и конструкторские мощности в России не позволяют наладить полноценную разработку и сборку всех элементов, а инвестировать в развитие готовы только единицы.

"В России современные разработки в данных направлениях полностью отсутствуют. Более того, разработки подобного уровня являются просто уникальными в своих отраслях в разрезе любой страны мира. Все, что выпускается в России, имеет как минимум 60-70-летнее отставание как по технологиям, так и по качественным характеристикам. Поэтому мы используем многолетний опыт работы зарубежных партнеров в разработке и производстве собственных средств защиты", - комментирует Максим Филиппов.

Некоторые дистрибьюторы иностранной продукции используют схему, аналогичную "отверточной" сборке автомобилей: импортируются компоненты, выпущенные на зарубежных заводах, а в России из них собираются готовые устройства для уменьшения себестоимости. При этом факт российской сборки не афишируется, и продукция позиционируется как произведенная за рубежом.

Российские производители осуществляют реализацию товара преимущественно через региональных дистрибьюторов. Доля прямых продаж в дилерские и установочные центры варьируется в зависимости от компании. По словам Максима Филиппова, дистрибьюторы обеспечивают более 80% реализации "Флим", а дилеры-до 20%. В то же время, к примеру, "Трейдимпэкс-М" преимущественно поставляет продукцию непосредственно в дилерские центры.

Организация сбыта продукции Dragon осуществляется как через дистрибьюторов, так и прямыми поставками в дилерские и установочные центры. Кроме того, собственный фирменный технический центр Dragon-Москва устанавливает конечным потребителям готовую продукцию компании, а также осуществляет проектировку и установку индивидуальных уникальных заказов. "В целом структура сбытовой сети компании насчитывает порядка 20 дистрибьюторских центров, а также более 3000 активно работающих точек продаж", - рассказывает Егор Зеленый. Максим Филиппов отмечает, что марку "Гарант" на начало 2009 года представляют около 700 партнеров в 150 городах России, Украины, Белоруссии и Болгарии. В двух столицах "Дефен-групп" реализует продукцию через собственные офисы, а в 20 других городах России опирается на дистрибьюторов и установочные центры.

На рынке механических устройств значение имеет региональная специфика. Роль московского региона значительна - не менее 30% от общероссийского рынка. Однако если не уделять должного внимания региональной сети, то будет утрачен гораздо более обширный канал продаж. Компания "Флим", к примеру, преимущественно реализует продукцию на региональных рынках и не имеет широкой представленности в Москве. В структуре продаж "Цербер-М" около трети приходится на столицу, остальные 70% - на другие города России. "Дефенгрупп" продает 50% устройств в Москве и Санкт-Петербурге, а 50% - в остальных региональных центрах.

В успехе любых противоугонных устройств одну из главных ролей играют взаимоотношения с дилерами и с автопроизводителями. Например, серьезную помощь в успехе товара может оказать сертификация автопроизводителем: замки некоторых компаний имеют статус рекомендованных для конкретных марок автомобилей. Другой важный "помощник" - это страховщики, перечисляющие в своих требованиях, устройства каких брендов должны быть установлены на автомобиль для оформления КАСКО.

Производители и генеральные импортеры отслеживают и стремятся регулировать ценообразование на свою продукцию в оптовых и розничных точках: к нарушителям могут применяться штрафные санкции, вплоть до прекращения сотрудничества. Вместе с тем во многих случаях попытки регулирования цен оказывались безуспешными, так как на растущем рынке компании фокусировались на увеличении продаж и прибыли, не всегда должным образом думая о клиенте. Один из показательных фактов: практически ни одна из компаний (за исключением "Флим") не публикует рекомендованные цены на своем сайте. Увидеть прайс-листы можно только у розничных продавцов, и для сравнения цен придется изучить предложения каждого из них. Николай Андронов отмечает, что маржа на рынке сильно варьируется: "у кого-то это 15-20%, а у кого-то и 30%". "Флим", к примеру, делает указание, что цена у продавца может быть выше рекомендованной, но не более чем на 1000 рублей.

Кризисный период заметно воздействовал на рынок механических устройств: выявились слабые точки отдельных игроков, некоторые компании поменяли партнеров, другие пытаются занять освобождающиеся ниши. Например, в "Трейдимпэкс-М" подготовлена программа реструктуризации бизнеса, которая начала реализовываться с марта 2009 года и подразумевает улучшение сервиса и поддержки продвигаемого продукта, а также расширение портфеля представляемых брендов и типов устройств. В то же время компания прекратила сотрудничество с чешской Construct, которая, в свою очередь, создает новую сеть дистрибуции в России.

В кризисный период на рынок механических устройств повлияло не только снижение продаж автомобилей. Так как в большинстве случаев работа компаний тесно связана с импортом - или готовых устройств, или деталей, то падение курса рубля спровоцировало значительный рост цен на иностранную продукцию. В целом можно констатировать рост розничных цен на 10-30%. В то же время, отвечая на непростую финансовую обстановку, поставщики меняют условия сотрудничества - уменьшают минимальные объем партии для заказа, увеличивают отсрочку платежей и пытаются снижать цены для стимулирования спроса.

Как и в случае с продажами автомобилей, остро встал вопрос с логистикой. В прежние годы поставки были неритмичными, срок от момента заказа устройства до его поступления заказчику мог составлять несколько недель. В кризис выигрывает тот, кто может предложить наиболее качественный сервис, поэтому компании стали более внимательно относиться к срокам исполнения заказов, поддерживая складские запасы и оперативнее реагируя на изменение спроса. Тем не менее, как отмечают установщики и сами игроки рынка, сложности с логистикой по-прежнему на повестке дня.

Но более важной проблемой является сохранение качества продукции при повсеместной тенденции к экономии. Использование более дешевых, но менее надежных компонентов может поставить под угрозу репутацию товара. И тогда экономия окажется нулевой, потому что приведет к падению спроса. "Компании, которые экономя сейчас на материалах, выпуская дешевую, доступную продукцию, не обеспечивают полноценной защиты от угона, а некоторые устройства даже выходят из строя без какого-либо взлома. Потребитель подвергается большому риску быть обманутым", - обращает внимание Егор Зеленый.

"К сожалению, создание большинства противоугонных замков основано исключительно на коммерческом интересе, и о надежности и эффективности речи не идет. Подобный продукт требует серьезного подхода к организации производства и уровню специалистов. Общие единые требования и принципы к противоугонным системам в нашей стране, можно сказать, отсутствуют. Для производства замков достаточно иметь сертификат Госстандарта, который свидетельствует лишь о том, что при правильной установке системы отсутствует риск негативного влияния на автомобиль, но ведь все понимают, как этого мало", - замечает Максим Филиппов. Кризис заставил участников рынка сконцентрировать больше внимания на сервисе и условиях работы с партнерами. В то же время возникли сложности с импортными направлениями и сохранением качества товаров. Если слабые компании и зарубежные фирмы просто уйдут с рынка при ухудшении ситуации, то российским производителям придется нелегко, так как при уменьшении продаж и прибыли необходимо продолжать разработки новых технологий. Возврат к недобросовестным схемам работы и попытки сэкономить способны только еще больше снизить объем продаж в сегменте "механики". Таким образом, перед игроками сейчас стоят серьезные и сложные вопросы, и от того, какой способ решения они выберут, зависит дальнейший путь развития рынка - в сторону цивилизованной отрасли или в сторону теневого и разрозненного бизнеса, ориентированного на сиюминутную прибыль.

№8 август 2009 АвтоБизнесРевю
текст: Сергей Баранов
фото: Дмитрий Макаров